Я –воспитатель.
Самое главное в моей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.
Значимость профессии воспитателя осознаёшь, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, я понимаю, что я нужна им, что я для них целая вселенная, что именно я закладываю не только ростки будущих характеров, но и основные нравственные ценности, поддерживаю их, отдаю тепло своей души.
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу.
Твердят друзья:
Есть профессии полегче,
Но ни за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю…
И каждый день, как на премьеру,
Вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры –
Здесь каждый мне ребенок рад.
Быть в гуще детских восприятий…
И так на протяженье лет –
Судьба моя – я воспитатель!
Нет лучшей доли на земле
Я родилась и выросла в п.Партизанское. Здесь я и начала свою педагогическую деятельность. Вот уже 33 лет я работаю воспитателем в этом детском саду.
Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют меня на прочность, и одновременно любят всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка.
Сегодня одно из основных направлений моей педагогической деятельности обращено к духовно-нравственным ценностям и связано с восстановлением традиций, уклада жизни и воспитанием бережного отношения к историческому наследию русского народа. Этого так не хватает в настоящее время в нашем современном обществе.
В работе по сохранению и развитию духовной культуры меня поддерживают все педагоги нашего учреждения. Именно поэтому уже более двух лет наш коллектив работает в режиме экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию детей на основе отечественных культурно-исторических традиций.
Для того чтобы заложить формирование духовно-нравственной основы личности ребенка необходимы совершенно новые педагогические технологии. Информация из окружающего мира для маленького ребенка эмоционально окрашена, детская память пронизана яркими ощущениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре, и традициям родного народа. Эти особенности восприятия мира ребенком учтены в программе «Социокультурные истоки». Основная цель программы в дошкольный период – присоединить ребенка и его родителя к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
В основу содержания программы «Истоки» положена система категорий и ценностей. Сердцевину «Истоков» составляют ценности культуры. Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности. Ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание. Ценности деятельности человека: ценность труда. Социокультурные ценности: семья, род, Родина, защита родной земли. Присоединение к этим ценностям помогают ребенку приобрести первичный социокультурный опыт, воспринять традиции своего народа.
Свою педагогическую деятельность с детьми и их родителями выстраиваю на основе системы активных форм обучения. Только в такой деятельности происходит развитие основных свойств личности ребенка, дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности, появляется интерес к разным видам деятельности, благодаря чему ребенок усваивает все то лучшее, что накоплено в культурно-историческом наследии России. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, обретения взрослых - создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску.
Пройдя со своими коллегами курсы повышения квалификации по «Истокам» пришли к единому мнению, что первоначально необходимо овладеть той системой педагогических технологий, которые разработаны авторами Л.С.Выгодским, И.А.Кузьминым, А.В.Камкиным, а затем выстроить целостный образовательно-воспитательный проект: детский сад-начальная школа «Формирование системы ценностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.» Поэтому уже сейчас я отрабатываю методику активных форм работы на основе социокультурного опыта детей на различных образовательных областях.
Дошкольник живет в большей степени в пространстве семьи, в окружении самых близких людей, поэтому туда он несет все, чем мы наполнили его душу. Дошкольник живет в большей степени в пространстве семьи, в окружении самых близких людей, поэтому туда он несет все, чем мы наполнили его душу. Развивая партнерские отношения с родителями, приглашая их к совместной проектной деятельности, совместно определяя степень их участия в большом общем деле, я решаю сразу несколько задач. С одной стороны ставлю родителей в активную жизненную позицию, приподнимаю их авторитет как умных, нравственных партнеров, и, с другой стороны, разделяю с ними степень ответственности за будущий нравственный облик наших детей.
Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные, духовные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
«ЛАСКОВАЯ ПЕСНЯ»
Воспитатель
Колесникова Наталья Николаевна
Программное содержание
1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня»
2. Развитие умения слушать друг друга, петь простые колыбельные песни.
З. Воспитание чувства любви и благодарности к самому близкому человеку — матери.
4. Формирование речевой активности детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен, общение друг с другом и взрослым.
Материал к занятию
1. Колыбель с куклой – младенцем:
2. Изображение вечернего неба, колокольчика;
3. Музыкальные фрагменты – мелодия с колокольчиками
4. Колокольчики, обручи
Этапы работы:
- Подготовительный этап
Присоединение детей на основе социокультурного текста.
Воспитатель:
- Каждого из вас вечером мама укладывает спать, поет колыбельную песенку. Вы слышите нежный мамин голос, видите ее теплую улыбку и чувствуете, как вас мама любит. Вам становится так хорошо, что вы засыпаете.
Закройте глазки и послушайте. (слушание мелодии)
Что вы услышали? (ответы детей).
Посмотрите на экран.
Что вы видите? Какое время суток?
Когда наступает вечер, на небе загораются звезды, появляется месяц, мама поет вам колыбельную песню. Ее голосок, как серебристый колокольчик нежно поет вам. Вам становится так хорошо, что вы засыпаете.
Послушайте, пожалуйста, внимательно с
тихотворение «Мама» И.Косякова и ответьте на вопросы
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночи глаз
Все заботится о вас?
Ответы детей: - Мама дорогая!
Колыбель вам кто качает,
Кто вас песней забавляет,
Или сказку говорит
Кто игрушки вам дарит?
«Мама золотая!»
Обобщить ответы детей:
- Правильно дети, – это ваши мамы, они «крепко вас любят, нежно голубят, не смыкая ночи глаз, все заботятся о вас, колыбель вашу качают, песней забавляют.»
Продолжить общение с детьми:
- Дети, расскажите нам про свою маму, какая она у вас? (Ответы детей в круге по желанию)
Обобщить ответы детей:
- Спасибо, дети, за ответы. Мы узнали, что ваши мамы добрые, ласковые, нежные, красивые, любимые. А еще, как вы уже говорили, они знают много песен, которые поют для вас на ночь.
Этапы работы
Игра колокольчики
Детям раздаются колокольчики с цветными бантиками. Необходимо поместить колокольчик в круг соотнеся их по цвету (четко проговорить правила игры)
Ресурсный круг «Колыбельная песня»
1. Подготовительный этап
Пригласить детей сесть на стулья. Обратить внимание на колыбельку с малышом (куклой), который очень хочет спать, но не может уснуть. Предлагаю спеть кукле ласковую и нежную колыбельную песенку, как мамы поют вам эти песенки на ночь.
2. Основной этап
Баю-бай, баю-бай
Баю-бай, баю-бай
Далее передаю куклу детям по кругу. Дети по очереди, слева на право, поют свою колыбельную песню и качают куклу-малыша. (В результате кукла – малыш «засыпает»
Дети качают колыбель
Наступила ночка
Ты устала, дочка
Ножки бегали с утра
Глазкам спать давно пора
Вот твоя кроватка
Спи дочурка сладко
Итог ресурсного круга:
Колыбельная песня - это ласковая песенка мамы. Она поет и надеется, что ее малыш будет крепко и спокойно спать, потом он вырастет сильным, умным, добрым!
Рефлексия:
Вопросы детям: «Как вы думаете, почему наш малыш уснул? Понравились ли ему наши колыбельные песенки?» (Ответы детей)
Подвести итог занятия:
Воспитатель:
- Дорогие дети! Сегодня, когда вы придете домой. Спойте колыбельную своей любимой кукле, она рядом с вами будет тоже спокойно спать.
Сюрпризный момент
Самоанализ занятия
Тема непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками младшей группы - «Ласковая песня». Образовательная область - «Коммуникация». Занятие проводилось по теме «Развитие словаря» - «О любимых мамах» в соответствии с программой младшей группы.
Цель:
1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «колыбельная песня», «материнская любовь», «забота», «нежность», «доброта»;
2. Развитие умения слушать друг друга, петь простые колыбельные песни.
З. Воспитание чувства любви и благодарности к самому близкому человеку — матери.
4. Формирование речевой активности детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен, общение друг с другом и взрослым.
Развитие умения слушать и слышать музыку и музыкальные инструменты - колокольчик
В непосредственно-образовательной деятельности мною использовались технологии программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном уровне»:
Технология присоединения - на подготовительном этапе. Для того чтобы мотивировать воспитанников на восприятие нового материала я использовала эмоциональный момент – приветствия, улыбка и тактильный контакт между детьми и воспитателем. Было использовано зрительное и слуховое восприятие.
На протяжении всей образовательной деятельности использовались технологии мотивации – активные формы работы: игра и ресурсный круг. Игра проводилась для развития умения у детей четко следовать предложенным воспитателем правилам (алгоритмизация), ориентироваться в пространстве и направлена на сенсорное развитие детей. Ресурсный круг с целью активизации словаря, введения новых для детей понятий: колыбель, колыбельная песня, мобилизации внутреннего ресурса детей (образ мамы), ресурс личностного присоединения
Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном уровне» предполагает четкое соблюдение этапов занятия:
-Подготовительный этап.
Присоединение.
-Основной этап.
Игра, ресурсный круг
-Заключительный этап. Рефлексия.
Беседа про колыбельные песни
Все запланированные этапы занятия выполнены:
Этап присоединения- дети пошли на контакт , были готовы к восприятию материала, был налажен эмоциональный контакт .
Игра: дети были активны, выполнили все предложенные воспитателем правила, получили эмоциональное удовлетворение и физическую разрядку.
В ресурсном круге удалось узнать опыт детей, актуализировать их знания, дети преодолели личностный барьер (!) и дети не перебивали друг друга. Удалось добиться понимания: «мы все вместе!»-основной цели ресурсного круга.
Рефлексия. Дети осознали ценность колыбельной песни - у большинства появилось желание спеть колыбельную своей любимой игрушке.
Занятие прошло эмоционально, дети были активны.