Занятие по развитию речи. Старшая группа. Тема: «В поисках клада Лесовичка»
- Программное содержание:
Обучающие задачи: закрепить умения обобщать, классифицировать, использовать все части речи; закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; упражнять в словообразовании слов признаков; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии; закрепить умение работать с таблицами – схемами для развития связной речи детей.
Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Письмо от Лесовика-затейника». Конверт с письмом и разрезной картинкой Лесовика. Полоски для звукового анализа слова КЛАД, мяч, шкатулка (сундучок) с подарками.
Раздаточный материал: полоски и коробочки с фишками для звукового анализа слов. - Ход занятия:
- (Слайд 1-просто фон)
1. Вводная часть
Стук в дверь (приносят конверт).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и диск).
- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно. (Девочки собирают картинки – пазл на магнитной доске, на картинке изображен лесовик).
- Всё ясно, значит, письмо нам прислал Лесовик-затейник. Я предлагаю вам посмотреть видео письмо от Лесовичка.
(Воспитатель включает запись с диска).
(Слайд 2) «Дорогие дети старшей группы «Ромашка»!
Пишет вам Лесовик-затейник из сказочного леса! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!»
Лесовик-затейник.
2. Основная часть: (Слайд 3)
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи? Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.
- Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. (Слайд 4) Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Лесовика-затейника! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
Задание №1 Лесовик-затейник решил проверить какие вы умненькие дети и предлагает ответить на вопросы. Так как, в волшебном лесу Лесовика живут настоящие звуки и буквы. Вспомните, чем буквы отличаются от звуков?
Дети: (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
Воспитатель: -Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
Дети: (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
Воспитатель: -Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)
- Из чего состоит наша речь? - - Наша речь состоит из предложений.
- Какие бывают предложения? (простые и сложные)
- Скажите из чего состоит предложения (из слов).
- Какие бывают слова? (короткие и длинные).
- Назовите короткие слова? (нос, ус, кит, кот)
- Назовите длинные слова и сосчитайте сколько в вашем слове частей хлопками.
- Почему эти слова называем длинными? (У них несколько частей)
Воспитатель: (Слайд 5) Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Ребенок «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание).
Задание №2 (Слайд 6) У Лесовика-затейника в лесу много жителей и у каждого из них есть своя семья. Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослого зверя. Вы будите ловить мяч, называть детёныша этого зверя и возвращать мяч мне.
- Заяц (зайчата).
- Барсук (барсучата).
- Лиса (лисята).
- Белка (бельчата).
- Кабан (кабанята).
- Волк (волчата).
- Кукушка (кукушата).
- Медведь (медвежата).
- Ёж (ежата).
- Олень (оленята).
- Бобёр (бобрята).
-Уж (ужата).
Воспитатель: (Слайд 7)
Молодцы, справились с заданием. Вот вам и второй ключ!
Ну что готовы к следующему заданию?
Задание №3
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Назови признаки».
В лесу у Лесовика живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Однажды он забыл про них, начал вспоминать, но ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Дедушке!
«Назови признаки»
(Слайд 8) Матрешка из дерева…(деревянная матрешка)
(Слайд 9) Сумка из кожи…
(Слайд 10) Если ручка сделана из пластмассы, то…
(Слайд 11) Дом из кирпича…
(Слайд 12) Ваза, сделанная из стекла…
(Слайд 13) Сок из яблок…
(Слайд 14) Игрушка из резины….
(Слайд 15) Кораблик из бумаги…
(Слайд 16) Ложка из дерева …
(Слайд 17) (По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок третий ключ)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти Четвёртый ключик, отгадаем ещё одну загадку
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед? (Цветок)
Воспитатель: Ищем ключ где у нас цветы.
Задание №4
«Составь рассказ»
- Ребята, лесовик прислал вам фотографии лесных жителей. Кто из вас готов составить рассказ про них? А помогут вам в этом картинки-подсказки (2-человека) (Слайд 18) и (Слайд 19)
Воспитатель: Составим рассказ, о белке используя схему.
Пример. «Это белка. У нее рыжая и пушистая шуба. Уши у нее треугольные, а на кончиках кисточки. Хвост у белки большой и пушистый. У белки 4 лапы. Они очень цепкие, поэтому белка может прыгать по деревьям. Живет белка в дупле на дереве. Питается она шишками, грибами и орехами».
Воспитатель: Молодцы, справились с четвёртым заданием (Слайд 20). Вот, держите ключик! У нас уже четыре замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Физкультминутка (Слайд 21)
Воспитатель: В волшебном лесу и звери все волшебные. И сейчас ёжик Фимка предлагает вам заняться вместе оздоровительной зарядкой. Вы готовы?
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят конверт с заданием)
Задание №5
Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова КЛАД. (Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски) (Слайд 22)
Воспитатель: Сколько звуков мы слышим в слове клад?
Какой первый звук в этом слове?
Дети: звук [К], согласный звук.
Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем этот звук?
Дети: синей фишкой.
Воспитатель: Какой второй звук в этом слове?
Дети: звук [Л], согласный звук, обозначается синей фишкой.
Воспитатель: Какой третий звук в слове клад?
Дети: Звук [А], гласный звук, обозначается красной фишкой.
Воспитатель: Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове?
Дети: Звук [T]- согласный звук, обозначается синей фишкой.
Воспитатель: Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове клад мы слышим [T], а пишем [Д].
- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
Лесовик благодарит вас за то, что вы так умело выполнили его задания.
(После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок.)
Заключительная часть. (Дети открывают сундук с кладом и достают сладкие лесные сокровища…)
Спасибо Лесовику-затейнику!
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Лесовичка? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?