Конспект ООД, старшая группа "Перелетные птицы"
Цель: формирование представлений у детей о птицах.
Задачи:
1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц.
2. Формировать умения делить перелетных и зимующих птицах на основе их связи между характером корма и способом его добывания.
3. Активизировать словарь (зерноядные, насекомоядные, перелетные, водоплавающие, размножение).
4. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.
Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; жетоны для игры, магнитная доска, проектор, ноутбук, экран.
Содержание организованной деятельности детей
- Организационный момент.
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.
Но остался сизый голубь
Зимовать на ветках голых. (Е. Благинина.)
-Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)
2. Беседа о перелетных птицах.
На экране появляются иллюстрации с изображением птиц.
-Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (ответы детей)
-Почему птиц называют перелетными?
-Каких перелетных птиц вы знаете?
-Почему улетают птицы?
-Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?
-Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых — они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.
-Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему?
(Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.)
3. Д / И «У кого кто или один много»
-Сейчас мы разделимся на две команды. На экране будут появляться картинки с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая – много птенцов.
У журавля — журавленок – журавлята
У скворца – скворчонок –скворчата
У лебедя – лебеденок- лебедята
У грача – грачонок – грачата
У утки — утенок – утята
У аиста — аистенок – аистята
У гуся – гусенок – гусята
4. Физкультминутка
Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг, взявшись за руки.)
Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками, бегут по кругу.)
Вот и южные края,
Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)
5. Отгадывание загадок о птицах.
После отгадки на экране появляются изображения птиц.
-Все ли птицы улетают в теплые края?
-Какие птицы остаются в нашем городе?
-Какие птицы живут в вашем дворе? (ответы детей)
-Как мы называем птиц, которые остались зимовать? (зимующие)
Отгадайте загадки о птицах.
Дети отгадывают и называют зимующая или перелетная это птица.
Нос у него белый,
Сам он черный,
Очень проворный,
Друг садов и полей.
Поедает червей.
(Грач.)
Прилетает к нам с теплом
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка.)
Маленькая, юркая, проворная,
Трясет длинным тонким хвостиком.
(Трясогузка.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синичка.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь.)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клест.)
6. Ааппликация «Птицы прилетели»
7. В перерыве - пальчиковая гимнастика. «Десять птичек — стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – Совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это- стриж,
Это развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам!
(И. Токмакова.)
8. Рефлексия.
-О каких птицах мы беседовали?
-Что нового вы узнали о перелетных птицах?
-В какие игры играли?
-Что понравилось? (Ответы детей)
Литература
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.
2. Николаева С.Н. «Юный эколог» — М. Мозаика-синтез, 2010.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. -М.: Академия, 2009